ТО.К13.Т1
эксплуатация
электродвигателей (ЭД) 6 и 0,4 кВ
2 Назначение, характеристика и краткое описание
электродвигателей
2.1 Длительная, бесперебойная работа основного
оборудования АЭС, надежность его работы во многом зависит от четкой и
безаварийной работы вспомогательных механизмов собственных нужд станции. Для
приводов механизмов установлены асинхронные ЭД с короткозамкнутым ротором
напряжением 6 и о,4 кВ.
2.2 Асинхронный ЭД состоит из двух основных
частей: неподвижной - статора и вращающейся - ротора. Статор и ротор
асинхронной машины собирают из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм,
в пазах которых размещают обмотки. Сердечник статора крепится в корпусе
(статине), который неподвижно закрепляется на фундаментной плите. Внутри
статора расположен ротор, состоящий из сердечника и стального вала. Концы вала
ротора опираются на подшипники качения, для которых опорой служат подшипниковые
щиты, укрепленные к корпусу двигателя.
2.3 При подведении к статору асинхронного ЭД
трехфазного напряжения возникает вращающееся магнитное поле. Синхронная частота
вращения результирующего потока этого поля у асинхронных ЭД определяется
частотой сети и числом пар полюсов
60
Пс= ---- х f,
( "х" - умножить)
(2-1)
Р
где f - частота сети, р - число пар полюсов
При вращении магнитный поток
статора, созданный МДС этого поля, пересекает стержни обмотки ротора,
индуцирует в обмотке ротора ЭДС, под действием которой в ней протекает ток.
Токи ротора образуют свою
вращающуюся МДС, которая взаимодействуя
с МДС обмотки статора, создает вращающий электромагнитный момент, увлекающий
ротор по направлению вращения магнитного поля статора. Частота вращения ротора
никогда не может достигнуть синхронной Пс, так как в этом случае поток статора
будет неподвижен относительно ротора, и токи ротора (а следовательно и вращающий
момент) станут равны нулю. Поэтому частота вращения ротора асинхронных ЭД
всегда отличается от синхронной:
П=Пс х(I-S) ( "х" - умножить)
(2-2)
где S - скольжение.
2.4 Значение скольжения колеблется от 2 до 5% для ЭД обычной конструкции и от 8 до 12% для ЭД специального исполнения.
Скольжение в процессе работы ЭД не остается постоянным и меняется в зависимости
от нагрузки на его валу.
2.5 Целый ряд ЭД, в основном напряжением 6 кВ,
имеют конструктивные особенности, связанные с необходимостью увеличения их
мощности.
2.6 Правильная эксплуатация, регулярное
наблюдение за работающим электрооборудованием является гарантией безаварийной
работы механизмов собственных нужд, а следовательно всей станции. Для обеспечения надежной работы АЭС необходимо
обращать особое внимание на эксплуатацию ЭД, важных для безопасности АЭС.
Перечень ЭД, влияющих на безопасную
работу АЭС, приведен в таблице 2.1.
2.7 Указания настоящей инструкции обязательны при
эксплуатации всех ЭД собственных нужд станции.
2.8
Состояние ЭД, их пускорегулирующих устройств и защиты должно обеспечивать надежную работу при
пуске и в рабочих режимах.
2.9 На
корпусе каждого ЭД должна быть заводская табличка с соответствующими номинальными данными.
2.10 Каждый
ЭД должен быть окрашен и иметь оперативное наименование того ангрегата, к
которому он относится.
2.11 Все вспомогательное оборудование ЭД(камеры
охлаждения, маслонасосы системы смазки и т.п.)должно иметь четкие надписи,
указывающие к какому эл.двигателю оно относится.
2.12 У кнопок, ключей управления
выключателями(автоматами, пускателями), кнопок аварийного отключения ЭД должны
быть четкие надписи, показывающие
принадлежность к ЭД.
2.13 На корпусах ЭД и приводимых ими механизмах
должны быть нанесены стрелки,
указывающие направление вращения механизма и ЭД.
2.14 Коробки выводов ЭД, крышки подшипников
должны быть тщательно уплотнены.
2.15 ЭД должны быть оборудованы необходимыми
контрольно-измерительными, сигнализирующими и защитными устройствами, в
соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ.
2.16 На шкале показывающих приборов должны быть
отмечены красной чертой номинальные
значения токов ЭД.
2.17 Корпусы ЭД и металические оболочки питающих
кабелей должны быть надежно заземлены,
при этом заземляющие проводники должны
быть проложены открыто.
2.18 Агрегаты(ЭД-механизм) могут находиться в
одном из трех состояний:
а) в работе;
б) в резерве;
в) в ремонте.
2.19 ЭД, находящиеся в резерве, должны быть
постоянно готовы к немедленному пуску,
периодически, но не реже одного раза в месяц, вводиться в работу по графику,
утвержденному ГИС. По графику должны проверяться устройства АВР ЭД.
2.20 Пуск, наблюдение за работой и останов ЭД
производит дежурный персонал цехов, обслуживающий механизмы.
3
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
3.1 Для обеспечения нормальной работы ЭД напряжение
на шинах собственных нужд необходимо
поддерживать в пределах от 100 до 105%
номинального. При необходимости допускается работа ЭД с номинальной нагрузкой при отклонении напряжения от минус
5 до
плюс 10% от номинального
3.2 Работа ЭД при напряжении ниже 95% (но не
менее 90%) номинального допускается при уменьшении нагрузки ЭД. В таблице
3.1 приведена зависимость загрузки ЭД по
току при изменении напряжения
ТАБЛИЦА 3.1.
Напряжение статора (%)Uн
|
110
|
105
|
100
|
95
|
90
|
Ток
статора (%) Iн
|
90
|
95
|
100
|
105
|
105
|
3.3 При изменении частоты питающей сети в
пределах +/-5% номинальной допускается работа ЭД с номинальной нагрузкой.
Работа при частоте, лежащей вне
указанных пределов, считается аварийной.
3.4 Для ЭД номинальная температура воздуха в
помещении или температура охлаждающего
воздуха, подводимого к ЭД извне, не должна быть выше 35оС. При температуре
охлаждающей среды в пределах от 40 до 50оС нагрузка ЭД должна быть
снижена. Это означает, что предельно допустимые превышения температуры ЭД
должны быть снижены путем снижения
нагрузки ЭД.
3.5 Допустимый нагрев активных частей ЭД
ограничивается классом изоляции обмоток ротора и статора. В таблице 3.2
приведены значения температуры для
различных классов изоляции.
ТАБЛИЦА 3.2
Класс изоляции
|
А
|
Е
|
В
|
F
|
M
|
C
|
Рабочая температура , оС
|
105
|
120
|
130
|
155
|
180
|
свыше
180
|
3.6 Температура железа статора ЭД при длительной
номинальной нагрузке и
максимальнодопустимой температуре охлаждающего воздуха не должна превышать 100оС
- обмотка ЭД класса изоляции А, 120оС
- класса изоляции В.
3.7 Температура масла,подводимого к подшипникам,
должна быть в пределах от 35 до 45оС. При пуске ЭД - не ниже 25 оС.
3.8 Температура подшипников при длительной работе
ЭД не должна превышать следующих предельно допустимых значений:
3.8.1 Для подшипников скольжения -80оС
(температура масла на выходе при этом
не должна превышать 65оС).
3.8.2 Для подшипников качения - 100 оС.
3.9 При эксплуатации ЭД параметр
среднеквадратичной виброскорости не должен превышать:
- ЭД сочлененный с насосом - 4,5 мм/с;
- ЭД на холостом ходу - 2,8 мм/с.
3.10 Осевое смещение ротора ЭД с подшипником
скольжения не должно превышать 3-5 мм.
Ротор ЭД с подшипником качения не должен
иметь осевого разбега.
3.11 Запрещается работа ЭД при исчезновении
напряжения на одной фазе.
3.12 Сопротивление изоляции обмоток ЭД на
напряжение 6-6,3 кВ мощностью до 5000
кВт, должно быть не ниже 6 МОм при температуре не ниже +10о С, коэффициент
абсорбции Кабс R60"
/R 15" при
температуре от 10 до 30оС должен быть не ниже
для:
- тип ZKV6180/2S - 1,3;
- тип ДВДА260/99 - 1,4;
- тип ДВДА235/104 - 1,3;
- тип 4АЗМ800 - 1,3;
- тип 4АЗМ1600 - 1,3;
- ВАЗ - 215 - tо от 10 до 30оС - 1,2
tо 75оС -
1,4
- для остальных типов ЭД Кабс должен быть не ниже 1,2.
3.13 Сопротивление
изоляции обмоток ЭД на напряжение 0,4 кВ,
измеренное при температуре от 10
до 30оС, должно быть
не ниже 0,5 МОм.
3.14 ЭД с короткозамкнутым ротором допускают по
условиям нагрева не более 2-х пусков из холодного состояния и не более 1 пуска
из горячего. Последующие пуски допускаются не ранее 30 мин со
времени последнего пуска.
3.15 ОСОБЕННОСТИ
УСТРОЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛ.ДВИГАТЕЛЕЙ
ГЦН ВАЗ-215.
3.15.1 Электродвигатель ВАЗ-215/109-6АМ05.
В качестве привода ГЦН
используется вертикальный асинхронный
закрытый ЭД ВАЗ-215/109-6АМ05. Технические характеристики приведены в
таблице 3.4.
ТАБЛИЦА 3.4
число пар полюсов
|
2
|
напряжение (номинальное)
|
6,3 кВ
|
допустимое снижение напряжения
при работе
на холодной и на горячей воде
|
0,65 кВ
|
ток
при работе на: горячей воде
холодной
воде
|
527 А
605 А
|
кратность пускового тока к номинальному
|
8
|
частота оборотов
|
1000 об/мин
|
Вентиляция внутренней полости ЭД
осуществляется от самовентилирующего действия ротора. Внутри двигателя вмонтированы воздухоохладители
VB, в которые подается
техническая вода от системы неответственных потребителей. Техническая вода на
входе в воздухоохладитеь должна быть в пределах
от 4 до 30о
С. Для исключения конденсации влаги при
снижении температура охлаждающей воды в границах вышеуказанных пределов,
необходимо уменьшить расход с 70м3/ч до 35м3/ч. Смазка
подшипников скольжения осуществляется
от маслосистемы ГЦН.
3.15.2
Для предотвращения увлажнения изоляции двигателя, находящегося в
резерве, и для сушки изоляции обмотки статора перед пуском, в статор вмонтированы две группы
электронагревателей мощностью 5 КВт каждая. Электронагреватели подключены
параллельно и питаются от однофазной
сети переменного тока напряжением 220 В. Эл.
нагреватель ГЦН должен быть включен в работу за 1ч до включения
ГЦН для просушки изоляции, а также не позднее, чем через один час после останова ГЦН.
3.15.3 Для охлаждения нижнего гидростатического
подшипника ГЦН при его останове до
окончания расхолаживания 1-го контура служит вспомогательный электронасос
ВЦЕН-315. Вспомогательный центробежный эл.насос представляет собой моноблочный
герметичный агрегат . Короткозамкнутый ротор и подшипники расположены в рабочей
полости, заполненной теплоносителем 1-го контура. Охлаждение
ротора,статора смазка подшипников
осуществляется охлажденным теплоносителем первого контура. Трехфазный статор
отделен от рабочей полости герметичной рубашкой.
При аварийном отключении ГЦН
автоматически должен включиться в работу
ВЦЭН. В случае отказа во включении оперативный персонал ЭЦ
должен немедленно по распоряжению НСБ
прозвонить изоляцию эл.двигателя и при отсутствии замечаний, с
применением защитных средств с целью
предотвращения порчи оборудования, по команде НСБ, включить эл.двигатель по
месту с помощью реле "РФ" . Запитка ВЦЭН приведена в таблице
3.5.
ТАБЛИЦА 3.5
YD11D01
|
DV 13шк.2
|
YD11L01
|
DP04/3
|
YD21D01
|
DX 11шк.2
|
YD21L01
|
DT11/3
|
YD31D01
|
DX 12 шк.2
|
YD31L01
|
DTO3/2
|
YD41D01
|
DW04 шк.2
|
YD41L01
|
DQ06/3
|
3.15.4 Для
восприятия части выталкивающего усилия ( 30т),
действующего на вал насоса, служит электромагнитное разгрузочное устройство, которое состоит из разгрузочного
диска и электромагнита с катушкой. Корпус электромагнита устанавливается на
корпус упорного подшипника. В нем
имеется холодильник, к которому осуществляется под-
вод охлаждающей технической воды.
Электромагнит питается постоянным током напряжением 220 В. ЭМ должен включаться
в работу при давлении 1-го контура более
110 кгс/см2 и расходе
воды более или равным 1,5 м3/ч. При работе ГЦН допускается перерыв питания ЭМ
в течение не более 5 ч (запитка см.табл.2.5.).
3.15.5
Вывод в ремонт и ввод в работу ЭД ГЦН производится согласно "Инструкции о порядке вывода
оборудования в ремонт и ввода его в
эксплуатацию после ремонта на ЗАЭС" ОО.ГД.ИН.03.Б по разрешенной заявке.
3.15.6
Заявка на вывод ГЦН из работы должна быть разрешена главным инженером ЗАЭС.
3.15.7
После полного окончания ремонтных работ на ЭД ГЦН руководитель работ
оформляет окончание работ по наряду и делает об
этом запись в "Журнале окончания работ".
3.15.8 После приемки ЭД ГЦН из ремонта
комиссией,руководитель ремонта производит отписку о готовности оборудования к
работе в журнале об окончании ремонта
на БЩУ.
3.15.9 После ремонта (капитального,среднего)
опробование ЭД ГЦН производится на холостом
ходу. Присутствие ремонтного персонала ЭЦ при этом обязательно
(мастер,ст.мастер).
3.15.10 Пуск ЭД ГЦН.
3.15.10.1 Не позднее, чем за 1 ч до пуска, включить эл.нагреватели ГЦН.
3.15.10.2 Проверить работу эл. магнитов ГЦН.
3.15.10.3 Измерить электрическое сопротивление изоляции
ЭД с кабелем.Rиз должно быть не менее
Rmin (табл.3.6) при коэффициенте абсорбции
(R60"/R15" ) не ниже: 1,2 при температуре от 10 до 30оС; 1,4 при t=75оС.
3.15.10.4
Включить систему подачи масла в подшипники ЭД не позднее 15
мин
до включения. Давление масла в
маслованне эл.двигателя должно быть более 0,2 кг/см2.
3.15.10.5
Проверить пуско-регулирующую, защитную и сигнальную аппаратуру.
3.15.10.6
Включить систему подачи воды в воздухоохладители и развоздушить их поочередно.
3.15.10.7
Произвести пуск ЭД. При пуске ЭД ГЦН на БЩУ должен присутствовать НСЭЦ бл., который обязан
контролировать время протекания пускового тока по амперметру соответствующей
секции норм. эксплуатации и уровню U секции.
3.15.11
Пуск двигателя прямой от сети с (I-0,65)Uн при работе насоса на холодной
и горячей воде с интервалами между пусками не менее 30 мин .
3.15.12
Из нагретого до рабочих температур состояния двигатель допускает один
пуск сразу после остановки. Повторный пуск из
горячего состояния не должен производиться ранее, чем через 20-30 мин
после остановки агрегата.
3.15.13 Для обеспечения
долговечной работы двигателя количество прямых от сети пусков не должно
превышать в среднем 120 за период
между капитальными ремонтами (кап.ремонт - 1 раз в 4 года) и не должно быть
более 30 пусков в год. В период пуско-наладочных работ допускается дополнительно выполнять не
более 30 пусков.
3.15.14 Двигатель обеспечивает
самозапуск агрегата после перерыва питания до 3 секунд при напряжении сети не
менее 0,7Uн при работе двигателя на
горячей воде.
ТАБЛИЦА 3.6
Температура обмотки, оС
|
20
|
40
|
60
|
80
|
Электрическое сопротивление
изоляции обмоток,Rmin, МОм
|
48
|
24
|
12
|
6
|
3.16 Эксплуатация ЭД типа 4АЗМ.
Тип ЭД - 4АЗМ 800/6000 - 4АЗМ 1600/6000
Мощность - 800 кВт - 1600 кВт
Кабс - не ниже 1,3 - не ниже 1,3
Ток - 90 А - 180 А
Напряжение - 6000 В - 6000 В
1
Температура горячего воздуха - 100оС.
2
Защита, действующая на сигнал
- при t вкладыша - 75оС
- на отключение - 80оС.
3
Температура охлаждающей воды не выше 33оС
4
Температура обмотки статора и сердечника не выше 120оС
5 Температура обмотки статора и
сердечника над температурой холодного
воздуха не должна превышать в номинальном режиме - 80оС
6
Разность температур горячего и холодного воздуха (подогрев в двигателе) - от 45 до 50оС
7
Допускается работа двигателя номинальном режиме при температуре
холодного воздуха от 45 до 50оС
8
Работоспособность в/охладителей оценивается по разности температур
холодного воздуха и входящей в охладитель воды не выше 10оС. Нарушение этой разности
свидетельствует о засорении в/охладителя. Допускается эта разность до 15оС,
если температура обмотки статора не
превышает значений п.4.
9
Разность температур охлаждающего воздуха на входе и выходе воздухоохладитедя составляет 7оС.
Уменьшение этой разности показывает на уменьшение расхода.
10
Температура масла
- автономная смазка - не выше 65оС;
- принудительная - от 15 до 45оС.
Если температура охлаждающей воды ниже
30оС и нагрузка ЭД не
превышает номинальной, допускается уменьшение расхода воды, но с таким
расчетом, чтобы температура охлаждающего воздуха не превышала +40оС и расход воды составлял не
менее половины номинальной.
Примечание: Инструкция по эксплуатации
ОВК-412.218 ТО.
3.16.1 Первый пуск ЭД произвести вхолостую без
механизма.. После пуска двигателя необходимо контролировать:
- направление вращения ротора по указателю вращения;
- вибрацию ЭД(определяет ремонтный персонал);
- температуру вкладышей подшипников через каждые 10-15 мин работы, наблюдение вести до установившейся
температуры, но не менее 4-х ч ;
температура подшипников не должна превышать +65 оС.
3.17
Особенности ЭД ZKV6180/2S.
Тип электродвигателя -
ZKV6180/2
Мощность - 800 кВт
Ток - 89 А
Напряжение - 6000 В
Кабс - не ниже 1,3
Максимально допустимые температуры при
работе эл.двигателя в
номинальном режиме:
- температура подшипников
- 100 оС;
- температура входящего воздуха
- 90 оС;
- температура выходящего воздуха -
120 оС;
- температура охлаждающей воды
- от+5 до + 40оС
(для ЭД турбинного отделения);
от+5 до + 33оС
(для ЭД реакторного отделения).
3.18 Эксплуатация ЭД типа ДВДА.
Тип ЭД - ДВДА Тип ЭД - ДВДА
Мощность - 4000/2500 кВт Мощность
- 4000/2500 кВт
Ток
- 580/387 А
Ток - 580/387 А
Напряжение - 6000 В Напряжение - 6000 В
Кабс - не ниже 1,4 Кабс - не ниже 1,3
Электродвигатели типа ДВДА двухскоростные.
Изменение частоты вращения производится
отключением одной обмотки с последующим включением второй. Включение обеих
обмоток одновременно не допускается . По
условиям нагрева активных частей допускается два пуска полряд из холодного состояния (температура
двигателя не выше
40оС).
Следующий пуск допускается после паузы не
менее 30 мин . После остановки двигателя
допускается один пуск. Следующий пуск после пе
рерыва не менее 30 мин . Для обеспечения долговечности двигателя количество пусков должно быть сокращено до
минимума ( в среднем не более 120 в
год).
3.19
Особенности устройства и эксплуатации ЭД, используемых для привода насосов брызгальных установок.
3.19.1
Эл.двигатель АВСМ 16-73-12 УХЛ4.
Структура условного обозначения:
А - асинхронный двигатель;
В - вертикальный;
С - специальный;
М - моноблочный;
16 - условное обозначение габарита;
73 - длина сердечника статора в
сантиметрах;
12 - число полюсов;
УХЛ4 - климатическое исполнение по ГОСТ
15150-69
Технические данные
ТАБЛИЦА 3.7
Наименование
|
Нормирующее
значение
|
Мощность, кВт
|
1000
|
напряжение, В
|
6000
|
Ток статора, А
|
139
|
Частота вращения (синхронная)
об/мин
|
500
|
Коэффициент мощности
|
0,75
|
Маховой момент ротора (6Д2) кгм2
|
1060
|
Масса, кг
|
7150±150
|
Сочленение валов двигателя и насоса осуществляется посредством эластичной муфты.
3.19.2 Назначение.
Двигатель предназначен для
продолжительного режима работы SI по
ГОСТ 183-74 от сети переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 6000 В для привода вертикального насоса моноблочного
исполнения
типа ОПВ5-11ОМБК.
Двигатель предназначен для работы в следующих условиях:
- нормальные значения климатических факторов по ГОСТ 15150-69.
- температура окружающей среды не менее +5оС.
- окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в
концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию. Допустимое содержание пыли в
воздухе не более 10 мг/м3.
- отклонение напряжения - ± 10% от
номинального;
- отклонение частоты сети - ± 2,5% от номинального.
3.19.3 Пуск двигателя прямой от сети с полным напряжением. Двигатель
допускает два пуска подряд из холодного состояния или один пуск из горячего состояния. Последующие
пуски через 3ч
Допустимое количество пусков в
сутки - 6, в период пуско-наладочных работ - 8. Изоляция обмотки -
термореактивная "Монолит -2", класса нагревостойкости - "F"
по ГОСТ 8865-70 с использованием по классу
"В"(допустимый нагрев 130 оС). Смазка подшипников консистентная.
Предельно допустимая температура работы подшипников 90 оС. Марка смазки -
литол-24,ГОСТ 21150-75 с заполнением 2/3
свободного обьема подшипников и камер крышек. Допускается применение
смазки ЦИАТИМ-202 ГОСТ 11110-75.
3.19.4 Охлаждение двигателя - воздушное в режиме
самовентиляции по замкнутому циклу через встроенный круговой водяной
воздухоохладитель. Температура охлаждающей воды на входе в воздухоохладитель -
не более +33оС. Рабочее давление охлаждающей воды на входе воздуха охладителя не должно
превышать 0,3 МПа. При отрицательной температуре окружающей среды из
воздухоохладителя неработающего двигателя необходимо слить воду.
3.19.5 Средства измерительной техники.
3.19.5.1 Тепловое состояние статора контролируется
шестью термопарами, уложенными в пазы
сердечника статора в процессе укладки
катушек обмотки.
4 ОПЕРАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
4.1 Подготовка ЭД к пуску после ремонта.
Подготовка ЭД к пуску после
ремонта производится по распоряжению НСС,НСБ,ВИУБ и должна производиться в
следующем порядке оперативным персоналом электрического и технологического
цехов.
Оперативный персонал электроцеха:
4.1.1 Проверяет закрытие всех нарядов, распоряжений
на производство работ по вводимому в работу ЭД,проверяет записи и
непосредственно по месту о снятии переносных заземлений и отключении ЗН.
4.1.2 Проверяет наличие записей ответственных лий о
полном окончании работ и готовности ЭД к
вводу в работу.
4.1.3 Осматривает ЭД и приводимый им механизм на
предмет отсутствия на агрегате или в непосредственной близости людей,
посторонних предметов, наличие защитного кожуха на полумуфтах, наличие заземления корпуса ЭД и металлической
оболочки питающего кабеля, наличие масла
в подшипниках ЭД, подключенное положение питающего кабеля, готовность системы охлаждения ЭД.
4.1.4 Измеряет электрическое сопротивление изоляции
обмоток ЭД с питающим кабелем. В случае
неудовлетворительных результатов измерений электрического сопротивления
изоляции производится измерение отдельно обмоток ЭД и питающего кабеля
4.1.5 Перед сборкой эл.схемы на ЭД осматривает
пусковую аппаратуру, устройства РЗА и сигнализации.
4.1.6 По заявке начальника смены технологического
цеха или НСБ собирает эл.схему на ЭД и
докладывает лицу, давшему заявку на
сборку схемы, о выполненных операциях.
После включения ЭД персонал ЭЦ
производит контрольное измерение рабочих токов или уточняет их значения по дисплею
на БЩУ или по приборам на МЩУ.
Оперативный персонал технологического цеха:
4.1.7 Проверяет закрытие всех нарядов, распоряжений
на производство работ на агрегате,приводимом в движение вводимым в работу ЭД, и
вспомогательные системы, обеспечивающие данный ЭД и агрегат маслом, охлаждающей средой. Уровень
масла в картерах подшипников ЭД проверяется перед пуском на остановленном
агрегате.Доливка масла в картера
подшипников производится только на остановленном ЭД для предотвращения перелива масла.
Перед пуском ЭД типа 2ЛЗМ, а
также после его останова необходимо обращать внимание на положение ротора в
магнитном поле по риске на валу ЭД со
стороны полумуфты - риска должна выступать за край картера подшипника на 1-:-3мм. Установку
ротора в магнитном поле выполняет
оперативно-ремонтный персонал ЭРП.
4.1.8 Осматривает ЭД и приводимый
им механизм на предмет отсутствия на агрегате или в непосредственной близости
людей, посторонних предметов, чистоты вокруг агрегата, наличие защитного кожуха
на полумуфтах, наличие масла в подшипниках ЭД и приводимого механизма.
4.1.9 Подготавливает и включает в работу
вспомогательные ситемы , обеспечивающие ЭД и приводимый механизм маслом,
охлаждающей средой и т.д.:
4.1.10 Дает заявку
оперативному персоналу ЭЦ на сборку эл.схемы вводимого в работу ЭД:
4.1.11 После получения от персонала ЭЦ сообщения о
сборке схемы включает ЭД в работу.
4.2 Пуск электродвигателя, останов.
4.2.1 Пуск ЭД производится персоналом,
обслуживающим данный механизм. О предстоящем пуске мощного или ответственного
ЭД, находящегося в длительном резерве, если пуск не связан с ликвидацией
аварийного положения, дежурный персонал ЭЦ должен быть поставлен в известность
заранее. В этом случае дежурный персонал ЭЦ и цеха, обслуживающего механизм,
обязан проконтролировать процесс пуска и работу ЭД. после ремонта пуск ЭД
производить на х.х. в присутствии персонала ЭЦ (представителей СРЗА,СР,СЭ)
4.2.2 В процессе пуска необходимо проконтролировать
время протекания пускового тока (если имеется амперметр) и выход ЭД на
номинальные обороты.Установившийся ток ЭД не должен превышать номинальной
величины, указанной в паспорте двигателя. Если амперметр показывает длительное
потребление пускового тока ( в зависимости от типа и мощности, например
разворот ЦН до 4-5 с ), то необходимо отключить ЭД .Оперативный персонал ЭЦ
должен разобраться с причиной возникших замечаний и при необходимости привлечь
ремонтный персонал ЭЦ. При отсутствии амперметра необходимо следить за
разворотом ЭД и направлением вращения непосредственно по валу двигателя
4.2.3 После пуска необходимо проконтролировать
работу ЭД на предмет нагрева, постороннего шума, механических задеваний вращающихся
частей. Одновременно с этим проверяется работа маслосистемы и системы
охлаждения, выбрация подшипников, двигателя, фундамента.
4.2.4 ЗАПРЕЩАЕТСЯ преднамеренно отключить ЭД до
спадания пускового тока, если не требуется экстренный останов ЭД.
4.2.5 Отключение ЭД производится после разгрузки
агрегата кнопкой по месту или дистанционно КУ.
4.2.6 ЭД должен быть немедленно остановлен
(аварийно) при:
- несчастном случае:
- поломке приводимого механизма;
- появлении дыма, огня из ЭД.
4.2.7 При аварийном отключении ЭД следует
немедленно проверить успешное включение по АВР резервного агрегата. При отказе
АВР или его отсутствии необходимо
включить ЭД резервного агрегата дистанционно и сообщить об этом вышестоящему
лицу.
4.2.8 При автоматическом отключении ЭД релейной
защитой дежурный персонал ЭД должен:
а) выяснить у НСБ или НС технологического
цеха, какими явлениями сопровождалось отключение ЭД, какие операции
производились в этот момент;
б) осмотреть ЭД, пусковую
аппаратуру, питающие кабели;
в) выяснить, какой защитой
отключился ЭД(по блинкерам КРУ);
г) разобрать схему ЭД и проверить
сопротивление изоляции ЭД и кабелей;
д) при необходимости отключить
кабель от ЭД и включить З.Н. (наложить
П.З. на кабель);
е) сделать запись в оперативном
журнале о проведенных операциях.
4.2.9 ЗАПРЕЩАЕТСЯ повторное включение ЭД 6 кВ после
отключения их релейной защитой без осмотра и устранения причин отключения
.Признаком отключения ЭД релейной защитой является появление светового табло на
БЩУ:
- пн.НУ32,33:
1) "Вызов на секции ВА-ВВ";
2) "Вызов на секции ВС-ВД";
- пн.НУ20 - "Вызов на секцию BV";
- пн.НУ22 - "Вызов на секцию BW";
- пн.НУ24 - "Вызов на секцию ВХ";
- пн.HУ44 - "Вызов на секции BJ, BK".
4.2.10 При отключении ЭД ответственного механизма
действием защиты (МТЗ, от замыканий на
"землю", от перегруза) и отсутствии
резервного ЭД допускается повторное включение ЭД после: внешнего осмотра ЭД, замера изоляции кабеля и
двигателя,осмотра насоса или другого
механизма,коммутационной аппаратуры с разрешения НС АЭС.
4.3 Обслуживание ЭД во время нормальной
эксплуатации.
4.3.1 Постоянный надзор за работающими ЭД
осуществляется персоналом цеха, обслуживающим механизмы. Периодический
контроль, в соответствии с графиком
обходов оборудования, осуществляется дежурным персоналом ЭЦ. Внеочередные
осмотры проводятся при отключении ЭД
действием защит, а также по заявке технологического цеха.
При осмотре ЭД проверять:
- нагрев корпуса, подшипников,
температуру охлаждающей воды;
- отсутствие течей
воздухоохладителей и масла;
- состояние заземления ЭД и
оболочек кабелей;
- исправное состояние питающих
кабелей и коммутационной аппаратуры -
вибрацию ЭД, посторонний шум;
- требовать от персонала технологического
цеха принять меры по предотвращению
угрозы запаривания и затопления ЭД(в противном случае сообщить НС АЭС и
отключить и разобрать эл.схему).
Кроме указанных осмотров, все ЭД
должны периодически подвергаться наружному осмотру мастером ЭЦ по ремонту
оборудования.
4.3.2 Во время работы ЭД дежурный персонал
технологического цеха обязан:
- следить за нагрузкой ЭД по
амперметрам или по фрагментам эл.схем на
БЩУ, при необходимости разгружать агрегат и выяснять причины перегрузки;
- проверять нагрев и вибрацию
подшипников по месту и на дисплеях БЩУ;
- следить за уровнем масла на
подшипниках скольжения,при необходимости производить доливку масла, следить за
количеством смазки в подшипниках качения
по появлению посторонних шумов-производит
персонал ЭП;
- следить за нагревом статора,
работой вентиляции и воздухоохладителей по месту и на дисплеях БЩУ;
- не допускать попадания пара,
воды, масла на вывода ЭД и внутрь его
корпуса; при запаривании или угрозе затопления дежурный персонал технологического цеха обязан принять
меры по предотвращению этой угрозы, а при невозможности устранения - необходимо
отключить ЭД; при подозрении в увлажнении изоляции ЭД(влажная среда, пар), находящегося в ремонте, резерве,
персонал технологического цеха обязан
сообщить НСЭЦ; дежурный персонал ЭЦ по распоряжению НСС(НСБ),ВИУБ обязан измерить сопротивление
изоляции обмоток ЭД,
- содержать ЭД в полной чистоте;
- ставить в известность
начальника смены своего цеха и НСЭЦ о
всех замечаниях в работе ЭД;
- фиксировать пуски и остановы
ЭД, отмечать все ненормальности в работе, осмотры и текущие ремонты;
- следить за исправностью
защитного заземления ЭД, при обрыве - немедленно сообщить НСЭЦ.
4.3.3 При обнаружении ненормального гула,
посторонних шумов механических задеваний вращающихся частей необходимо: доложить начальнику смены цеха, вызвать
дежурный персонал ЭЦ и готовить к пуску резервные агрегаты.
4.4 Обслуживание ЭД в аварийных режимах.
4.4.1 Если при работе ЭД из него пошел дым и
посыпались искры, то ЭД должен быть немедленно отключен и сообщено персоналу
ЭЦ для выяснения и устранения причин
появления дыма и искр.
4.4.2 При повышенном нагреве статора ЭД оперативный
персонал технологического цеха совместно с персоналом ЭЦ обязан выяснить причину повышенного нагрева. Если нагрев
вызван перегрузом ЭД - разгрузить ЭД до
номинальной величины тока статора за счет разгрузки агрегата. Если при этом
будет обнаружено, что ЭД работает в неполнофазном режиме (по амперметру,термоконтролю
если он установлен или по температуре двигателя). то ЭД должен быть
немедленно отключен. Если нагрев ЭД
вызван недостаточным количеством и ненормальными параметрами охлаждающей среды и
невозможностью привести эти параметры в
норму без отключения ЭД, перегретый ЭД должен быть ¦остановлен.
В этом случае перед остановом перегретого ЭД
должен быть включен в работу резервный
агрегат, если такой имеется и сообщить ремонтному персоналу ЭЦ.
4.4.3 При постепенном повышении вибрации агрегата
необходимо выявить источник вибрации (ЭД или приводной механизм) и причину вибрации (нарушение центровки, нарушение
балансировки ротора, повреждение подшипников, срабатывание "пальцев"
полумуфт и т.д.) и остановить агрегат
для устранения вибрации после включения резерв¦
ного агрегата, если такой имеется.
При резком повышении вибрации
выше установленных норм ЭД должен быть
немедленно отключен.
4.4.4 При угрозе затопления ЭД (или если они уже
затоплены) немедленно остановить их,
разобрать схему. Принять меры к включению резервных, находящихся вне зоны
затопления, по технологии заменяющих остановленные.
4.5 Вывод в ремонт ЭД.
4.5.1 Профилактические испытания и ремонт ЭД, их
сьем и установка при ремонте проводятся ремонтным персоналом ЭЦ. Ремонт
ЭД, работающих в зоне строгого режима,
должен проводиться в специальной мастерской. Центровка и балансировка агрегата, сьем и ремонт соединительных муфт и выносных подшипников, фундаментов и
рамы, ремонт масляной системы, а также
устройство подвода воздуха и воды для охлаждения обмоток проводятся персоналом цеха, обслуживающего
агрегат.
4.5.2 Вывод в ремонт ЭД производится при наличии
разрешенной заявки, по распоряжению НСС (НСБ).
4.5.3 Разгрузку, переход на резервный агрегат,
останов работающего производит дежурный персонал технологического цеха,
обслуживающий данный агрегат.
4.5.4 После отключения ЭД дежурный персонал
технологического цеха должен сообщить об этом начальнику смены ЭЦ, дать
заявку на разборку схемы и подготовку рабочего
места для производства работ.
4.5.5 Дежурный персонал ЭЦ после получения заявки
на разборку схемы обязан убедиться в отключенном состоянии (остановленном) агрегата и приступить к разборке схемы и
подготовке рабочего места согласно
наряда на производство работ.
4.5.6 Перед допуском к работе на ЭД агрегатов,если
возможно вращение ЭД от соединенных с
ним механизмов, задвижки и шиберы
последних должны быть закрыты и заперты на замок, а также приняты меры по затормаживанию роторов ЭД. Эти
операции производит персонал цехов, обслуживающий данные агрегаты.
4.5.7 Если отсутствует наряд, то при наличии разрешенной заявки на вывод в ремонт агрегата должны быть
выполнены операции 3.5.3. - 3.5.5,
кроме подготовки рабочего места.
4.5.8 При выводе в ремонт ЭД по заявке ЭЦ
отключение кабеля от ЭД и установку П.З.
на кабеле выполняет ремонтный персонал ЭЦ
под контролем оперативного персонала ЭЦ при допуске. По заявке
технологического цеха отключение кабеля от ЭД и установку П.З. на кабеле
выполняет оперативный персонал ЭЦ. Каждая операция по отсоединению кабеля
оформляется записью в оперативном журнале.
4.5.9 Подсоединение питающего кабеля в ячейках КРУ,
сборках и к ЭД производит ремонтный
персонал ЭЦ с оформлением записи в
журнале окончания работ в цепях первичной коммутации. Оперативный персонал ЭЦ производит подключение кабелей к
ЭД и в КРУ в исключительных случаях по указанию начальника ЭЦ (при этом
подключение кабелей к ЭД, имеющим 2 и
более питающих кабеля, во всех случаях
производит ремонтный персонал ЭЦ). Каждая операция по подключению кабеля оформляется записью в оперативном
журнале.
4. 5.10 При отключении кабеля от ЭД лицо,
производящее отключение, должно произвести соответствующую маркировку жил
кабеля и выводов ЭД. Маркировку
проводить слева направо путем нанесения
колец из изоленты на оболочку кабеля (первый вывод - пустой, второй -
одно кольцо, третий -два кольца) или нанесения засечек на наконечнике (аналогично). При подключении
кабеля необходимо руководствоваться этой маркировкой для исключения обратного
вращения ЭД.
4.5.11 При подключении концов кабеля отключаемых
присоединений тщательно проверять надежность затяжки контактных соединений
7 МЕРЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ.
7.1
Обслуживание ЭД 6/0,4 кВ должно производиться в соответствии с разделом
9 "Правил безопасной эксплуатации эл.установок" и "Инструкции по
охране труда эл.монтера по обслуживанию эл.оборудования электростанций"
ОО.ЭЦ.ОТ.26.В
7.2 Включение и отключение ЭД производится
дежурным у агрегата единолично, кроме ЭД механизмов, управление которых производится
с БЩУ, ЦЩУ,РЩУ.
7.3 Открывать ящики пусковых устройств ЭД для
осмотра аппаратуры разрешается только лицам дежурного персонала ЭЦ с
квалификационной группой по электробезопасности III.
7.4 Выводы обмоток и кабельные воронки у ЭД
должны быть закрыты ограждениями, снятие которых требует снятия
гаек,вывинчивания винтов. Снимать эти ограждения во время работы ЭД
запрещается.Вращающиеся части ЭД должны быть ограждены.
7.5 При отсоединении от ЭД питающего кабеля,
концы последнего должны быть заземлены и закорочены инвентарным переносным
заземлением.
7.6 Перед началом работы на ЭД, приводящих насосы
или тягодутьевые механизмы, должны быть приняты меры, препятствующие вращению
ЭД со стороны механизма.
7.7 Обслуживание ЭД в женском платье, халате -
ЗАПРЕЩЕНО.
7.8 Допуск к ремонту ЭД производит дежурный
персонал ЭЦ, в соответствии с правилами ТБ.
7.9 Тушение пожара в ЭД, после их обесточения,
должно производиться водой,углекислотными,бромэтиловыми или порошковыми
огнетушителями. ЗАПРЕЩАЕТСЯ тушение пеной, песком.
7.10 При обслуживании двухскоростного ЭД следует
помнить, что кабель питания
неиспользуемой обмотки находится под напряжением.
7.11 При замыкании на "землю" в сети 6
кВ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: прикасаться к ЭД
6 кВ, к их механизмам без применения средств
защиты (диэлектрические перчатки, боты).
8 ПОРЯДОК ДОПУСКА К ОСМОТРУ, РЕМОНТУ И
ИСПЫТАНИЯМ ЭД.
8.1
Допуск к внешнему осмотру, измерениям нагрузки работающих ЭД, измерениям вибрации производится по
распоряжению с разрешения НС ЭЦ и
уведомлением НС технологического цеха.
8.2
Допуск к ремонту и высоковольтным испытаниям ЭД 6 кВ осуществляется по
наряду с разрешения НС ЭЦ и с уведомлением НС технологического цеха. Допуск
производит ДЭМ IV группы по ТБ.
8.3
Допуск к ремонту ЭД О,4 кВ осуществляется в соответствии с ПБЭЭ с разрешения НС ЭЦ и уведомлением НС
технологического цеха. Допуск
производит ДЭМ III группы по ТБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)
РАСШИФРОВКА ОБОЗНАЧЕНИЯ
АСИНХРОННЫХ ЭД.
- единой серии 4А
4 А Х
Х Х Х Х Х Х
Х
порядковый N
серии
категория размещения
(одна
цифра 1-5)
асинхронный
двигатель
климатическое испол-
нение
У-умеренного климата
исполнение по способу
Т-для тропического кл.
защиты от окружающей
Хл-для холодного клим.
среды:
Н-1Р23
Число полюсов (одна
отсутствие буквы -1Р44
или две цифры)
Модификация основного ис- Длина
сердечника
полнения:
статора:
К - фазный ротор
А-меньшая;
Р -
повышен.пусковым моментом В-большая
С - с повышенным скольжением отсутствие буквы -
в
данной станине сердеч-
Исполнение по материалу корпуса: ник одной длины
А - станина и щиты из
алюминия;
Х - станина алюминиевая, щиты чу-
гунные или наоборот;
установочный размер
отсутствие буквы - корпус из по длине
станины
чугуна или стали
S - меньший
М - средний
L - больший
высота оси вращения
ca-pub-7703600395892051
ОтветитьУдалить